1939—1945. Вторая мировая война
Вторая мировая война в Атлантике началась тем же, чем кончилась первая — неограниченной подводной войной со стороны Германии. В начале войны Германия имела 57 лодок, из них только 27 океанских (типов VIII и IX). В полной мере тактика волчьих стай стала приносить плоды, когда в строй начали вступать лодки, заложенные перед войной.
В Британии ощущался недостаток эскортных кораблей, который с 1940 года усугублялся необходимостью держать корабли в Ла-Манше для противодействия вероятному германскому втрожению на Британские острова. Поэтому зона проведения конвоев ограничивалась непосредственной близостью к Британии — меридианом 15º з.д.
Первая серьёзная подводная битва произошла в июне-октябре 1940 года, когда Британия потеряла 1,4 млн тонн торгового водоизмещения. 30 % потерь приходился на суда, шедшие в составе конвоев. Это показало, что активный сонар, предназначенный для обнаружения лодок под водой, практически бесполезен, когда лодка атакует ночью из надводного положения.
В 1940 году Германия получила базы в Норвегии и Франции, которые наряду с быстро возрастающим количеством подводных лодок позволили в полной мере использовать тактику волчьих стай. Несмотря на участие Канады, которая с мая 1941 г. эскортировала трансантлантические конвои, потери англичан превышали вновь вводимый тоннаж.
Только весной 1943 года союзники смогли найти эффективные средства против новой тактики германских подводных лодок. Этим средства включали:
Патрулирование противолодочных самолётов, оснащённых радарами;
Электронная разведка и радиоперехват в диапазонах КВ и УКВ;
Новые средства обнаружения и уничтожения лодок (радары, датчики магнитных аномалий, гидроакустические буи, самонаводящиеся авиаторпеды Mk 24, корабельные КВ-антенны).
Среди всех этих факторов наиболее существенным оказался противолодочный самолёт, вооружённый радаром.
Слабость подводных лодок того времени состояла в том, что они большую часть времени находились на поверхности и чаще всего атаковали противника из надводного положения. В этом положении лодка легко обнаруживалась радаром.
Дальние бомбардировщики, спешно переоборудованные в противолодочные самолёты и часами патрулировавшие над океаном, могли засечь всплывшую подводную лодку с расстояния 20-30 миль. Большая дальность полёта позволила охватить противолодочным патрулированием большую часть Атлантики. Невозможность для лодки находиться на поверхности вблизи конвоя в корне подрывала тактику волчьих стай. Лодки были вынуждены уходить под воду, теряя мобильность и связь с координирующим центром.
Противолодочное патрулирование осуществляли оснащённые радаром бомбардировщики B-24 «Либерейтор», базировавшиеся на Ньюфаундленде, в Исландии и Сев. Ирландии.
Несмотря на одержанную союзными противолодочными силами победу, она далась большими усилиями. Против 240 германских лодок (максимальное количество, достигнутое в марте 1943 года) было выставлено 875 кораблей эскорта с активными сонарами, 41 эскортный авианосец и 300 базовых патрульных самолётов. Для сравнения, в Первую мировую войну 140 германским лодкам противостояли 200 наводных эскортных кораблей.