sukhoi.ru (аэродром подскока)

Объявление

На форуме Сухой.РУ категорически запрещено обсуждение военного конфликта на территории Украины.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » sukhoi.ru (аэродром подскока) » Модели кораблей » Подводный крейсер "Сюркуф"


Подводный крейсер "Сюркуф"

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

http://scalemodels.ru/articles/9898-Hob … N-N-3.html

Подводная лодка заложена 1 октября 1927 г. на верфи Arsenal de Cherbourg в Шербуре
Спущена на воду 18 октября 1929 г.
Введена в строй 3 мая 1934 г.
ТТХ:
Длина: 110 м Ширина: 9,0 м Осадка: 7,25 м
Водоизмещение: надводное: 3250 т, подводное: 4304 т
Скорость: надводная: 18,5 уз., подводная: 10 уз.
Глубина погружения: 80 м
Экипаж: 118 человек (8 офицеров)
Вооружение:
1х2 203-мм орудия, 2х1 37-мм зенитки, 6х550 ТА (14 торпед),

http://se.uploads.ru/t/u7ZDo.jpg
http://s2.uploads.ru/t/1SWTD.jpg
http://s0.uploads.ru/t/qUnWd.jpg
http://s3.uploads.ru/t/bpO0h.jpg
http://s4.uploads.ru/t/bWIJF.jpg
http://sa.uploads.ru/t/ZDdXP.jpg
http://sd.uploads.ru/t/hz5PG.jpg
http://s6.uploads.ru/t/SjOsC.jpg
http://s2.uploads.ru/t/iLAgD.jpg
http://sh.uploads.ru/t/zuPc8.jpg

Это был необычный корабль. Подводный крейсер, главное вооружение которого составляли два  203 мм орудия.  В 20-е годы после Первой мировой, французские адмиралы под впечатлением успешных действий германских субмарин решили заполучить сие  чудо-оружие. Тем более те же немцы  успели воплотить  идею подводного крейсера  в конце войны в металле  - была у них небольшая серия крупных лодок вооружённых двумя-четырьмя   150 мм орудиями.  В 1925 нечто подобное в одном экземпляре построили британцы - подводный крейсер Х-1  вооружённый четырьмя 130 мм орудиями. Американцы пошли дальше и сделали в 1926-29 гг   шесть крейсерских субмарин 3-х типов, вооружённых 127 или 152 мм орудиями.  Одним словом французы не были первыми.   Но "Сюркуф" отличался от своих предшественников и ровесников. Главный калибр субмарины располагался в герметичной  орудийной башне,  артиллеристы могли  занимать  свои рабочие места когда крейсер находился ещё  под водой, и при всплытие  были готовы открыть огонь сравнительно быстро.
Кроме орудий крупного калибра крейсер нёс на борту   самолёт-разведчик, который в походном положении хранился в герметичном отсеке, конструктивно продолжавшем  рубку в корму.
Одним словом корабль был интересен в  своих инженерных решениях, а вот как боевая единица флота получился непонятным  чудом-юдом  с  массой технических проблем. Уже тот  факт  что в строй субмарину ввели спустя 4 года после спуска на воду говорит о многом. Массу хлопот доставили и два ГД ( при чём дизеля были от разных фирм и разными по конструкции)  и электромоторы, и   линии валов  (грелись опорные подшипники и сальники). В  ходе уже первых испытательных походов выяснили, что при малейшем волнение прицельная стрельба главным калибром происходит в основном в белый свет как в копеечку,  а при высоте волн в 3 метра и размахе бортовой качке в 25 градусов стрельба вообще невозможна - башню  клинило, в жарком климате  затруднялась подача боезапаса в башню - разжижалось  масло  в гидросистеме. Неудовлетворительная была обитаемость: при  экипаже в 118 человек для команды не предусмотрели  элементарной душевой, в то время когда у офицеров были отдельные каюты с медными ваннами. Требовалось заменить 9 метровый перископ, на 11 метровый. В волнение  заливало рубку ходового мостика и т.д.и т.п.  Но как бы то ни было в 1934 году "Сюркуф", названный в честь знаменитого французского капера Робера Сюркуфа,  поднял боевой флаг Третей Республики. Началась служба мирного времени, когда французы пытались понять,  а зачем вообще им такой корабль. По замыслам предполагалось что "Сюркуф"  например в случае войны  сможет защитить  морской  конвой  следующий  из колонии в метрополию. Ну типа наглый рейдер (понятно чей :) ) нападёт на транспорта, а тут словно чёрт из табакерки вынырнет из под воды  "Сюркуф"и угостит нахала чемоданом- нежданчиком  в 203 мм. Но как говорится гладко писано на бумаге:  мало того что со стрельбой были выявлены проблемы ещё в ходе испытаний, но кроме этого пришло понимание что как бы быстро "Сюркуф" не открывал огонь после всплытия, супостат вполне может успеть угостить "капера" своей артиллерией первым, что для субмарины просто фатально.  В результате французские адмиралы охладели к "крейсерским субмаринам для колоний " как таковым, и "Сюркуф" остался единственным в своём роде. Впрочем "Сюркуф" не отстаивался в базах. До начала Второй Мировой он  совершил немало походов, хотя после каждого его приходилось  довольно серьёзно ремонтировать. Совершал крейсер и представительские заграничные походы,  например в 1934 году в Средиземной море с  выходом в Атлантику и посещением Канар. Наиболее интенсивные учения были у "Сюркуфа" в 38-39 гг с  учебными  стрельбами торпедами и  главным калибром. И летом 39 года "Сюркуф" после зимнего  ремонта снова участвовал в манёврах и стрельбах, в результате чего получил течи в балластных цистернах, аварию левого электромотора, неисправность головки цилиндра  одного из ГД, задир поршня  на вспомогательном дизель-генераторе + сильное утомление команды находившейся в условиях тропиков почти полгода. И в таком состоянии подводный крейсер 29 августа 1939 года получил приказ отправляться на Антильские острова в сопровождение учебного  крейсера "Жанна д' Арк",  который вёз  необходимые  для ремонта запчасти.
Ну и сами понимаете назавтра случилась война а "Сюркуф"  был без шуток уставшим.  4 сентября он прибыл на Антильские острова, 14 туда  же приползла "Жанна" (если не путаю,  у этого старого учебного крейсера, едва ли не  ровесника "Авроры" , было погоняло "Шеститрубная Жанна" :) ) На месте выяснили, кроме всего прочего требуется ремонт корпуса и замена двух якорей электромоторов и  такой ремонт можно произвести только в метрополии.  Оцените  всю интеллектуальную мощь французского морского командования: накануне войны (а они знали, что война будет)  подводный крейсер, требующий ремонта, загоняют к чёрту на куличке,  только для того, что бы потом дать ему приказ возвращаться во Францию.
Бедолагу "Сюркуфа" по согласованию с британскими союзниками включили в состав конвоя KJ-2.  Для чего пришлось идти на Ямайку и уже оттуда возвращаться в Старый Свет. Переход прошёл не без приключений - конвой попадал в шторм, , кроме того KJ-2 имел реальные шансы повстречаться с "карманным"  "Дойчландом" с известными последствиями, затем  "Сюркуф"  окончательно ухайдакал свои дизеля  и скорость упала до 13 а затем и до 10 узлов, после чего он вынужден был покинуть конвой и идти самостоятельно. Но судьба хранила "капера" до поры до времени - его встретили французские эсминцы и привели в Брест 19 октября .  И уже  на следующий день он встал на 9 месячный ремонт.
25 апреля 1940 года субмарину  вывели в море из сухого дока, назначив ходовые испытания на 5 июня.  Но странная война закончилась,  и началась настоящая.  15 июня командир "Сюркуфа" получил приказ быть готовым к выходу в море, 18 новый приказ о переводе всех боевых французских кораблей в колониальные  порты или Великобританию.  По началу командир "Сюркуфа," капитан 3-го ранга  Мартэн, хотел идти в Касабланку но по техническим причинам пришлось отказаться от этой идеи  - оставалась Великобритания... Так "Сюркуф" с грехом пополам ( там вообще полный капец творился:  выходили под элеткромоторами,  запустили ГД началась лютая вибрация - заклинили горизонтальные рули...)  оказался в Англии в Плимуте, где отшвартовался к борту французского линкора "Париж". А 3 июля 1940 года случилась "Катапульта": англичане  атаковали французский флот в Касабланке, а корабли находящиеся в английских портах  просто захватили. "Сюркуф" был единственным французским кораблём, на котором экипаж попытался оказать сопротивление захвату. В результате была стрельба, погибли двое англичан и четверо французов. Экипаж был интернирован, но впоследствии,  (и это меня удивляет)  англичане   разрешили командиру вернуться во Францию,  за ним последовала большая часть  команды.  К голистам примкнули только 14 человек, что неудивительно, если помнить историю со стрельбой и смертями. 
Так началась последняя глава в истории "Сюркуфа".  7  июля 1940 года "Свободная Франция"с разрешения англичан  организовала свои квази ВМС  в их состав вошли  и семь французских подлодок в том числе и "Сюркуф". Новую команду набрали из матросов торгового флота (старая сидела в это время в лагере  Рэйли около Ливерпуля) добавили в экипаж английских "комиссаров" что бы те следили как бы чего не вышло и 15 сентября 1940 года над "Сюркуфом" снова подняли французский флаг. Ну а дальше с ним возились как с тем чемоданом без ручки. Как его применять - как транспортную лодку, как обычную лодку?  К  тому же крейсер требовал ремонта.  В общем пока судили да рядили,  французские морячки (ставшие подводниками   не совсем по своей воле)  слушали радио Виши и воевать за де Голля  особо не горели.
Британские офицеры по связи (так официально назывались «комиссары присматривавшие за экипажами кораблей Свободной Франции») отмечали низкое  моральное состояние команды и плохую боевую  подготовку , недоверие между рядовыми  и офицерами (последние не расставались с личным оружием) , были случаи дезертирства.   Но как бы то ни было, субмарина  с грехом пополам  участвовала в боевых операциях англичан.   Впрочем  редкие выходы в море заканчивались продолжительными ремонтами. Затем  «Сюркуф» был переведён в канадский Галифакс, но в смысле дисциплины это оказалось не лучшим  решением. Экипаж в долгие стоянки бездельничал и  разлагался. Кончилось тем,  что один адмирал после инспекции крейсера высказал предложение вернуть «Сюркуф»  в  Англию и разоружить….Но  де Голлю требовалось из политических соображений, что бы как можно  больше французских частей, участвовали в боевых действиях. Так родилась идея отправить  крейсер на оборону Таити (тогда французской колонии), мол при защите своей земли «Сюркуф»  принесёт больше пользы. Из Галифакса  крейсер отправился на Бермуды,  для промежуточного ремонта , а   12 февраля 1942 года    покинул  Бермуды,  вышел в свой последний поход в направление Панамского канала.  В пункт назначения  порт Колон на входе в Панамский  канал  крейсер  должен был прибыть 19-го числа.  Но 19 в Колон «Сюркуф»  не пришёл. Есть свидетельства, что английский офицер Бэрни  перед выходом из Галифакса сказал провожавшим его канадским офицерам  : «Вы только что пожали руку мертвеца»…  Последний раз на связь субмарина выходила   17 февраля около Ямайки. До сих пор причина гибели «Сюркуфа» точно не установлена.   Есть две основные версии + конспирологическая теория.  Первая версия  - столкновение с американским транспортом «Томпсон Лайк», вторая - ошибочная атака американских самолётов,  которые не были оповещены о маршруте «Сюркуфа» (кстати союзники  действительно  ухайдакали 2 французские лодки в 43 и в 44 гг),  ну а третья  - на «Сюркуфе»  вспыхнул бунт и его сознательно  потопили англичане совместно с американцами.  В годы же войны  расследование пропажи «Сюркуфа»  длилось до 1943 года  и наиболее вероятной посчитали   версию  столкновения с транспортом, причём капитан «Томпсон Лайк» был полностью оправдан.   
В заключение скажу что во французском  городе Шербур установлен мемориал посвящённый «Сюркуфу».

2

Вспомнилось увековеченное Википедией мнение Ф.Бойера:
"на «Сюркуфе» все было нестандартным: каждую гайку, каждый болт требовалось вытачивать особо."
Для истого джентльмена, всё, что не в футах или дюймах, кажется неправильным... :)

3

У французских конструкторов после ПМВ было какое то нездоровое влечение к конструированию дизельпанковых девайсов... :)

4

А с Францией между войнами вообще произошла странная метаморфоза - из ведущей промышленной державы, она удивительным образом выродилась чуть ли не в аграрную.
Как писал Экзюпери - "Нас было сорок миллионов крестьян против восьмидесяти миллионов, занятых в промышленности"...
И это - имея во время ПМВ передовое танко- и авиастроение! И выиграв ПМВ!  %-)


Вы здесь » sukhoi.ru (аэродром подскока) » Модели кораблей » Подводный крейсер "Сюркуф"