sukhoi.ru (аэродром подскока)

Объявление

На форуме Сухой.РУ категорически запрещено обсуждение военного конфликта на территории Украины.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » sukhoi.ru (аэродром подскока) » Исторический раздел » Девятаев Михаил Петрович


Девятаев Михаил Петрович

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Продолжаем разговор.
Вот гуляет по сети такая "бумага".

"О приземлении немецкого самолета ;Хейнкель-111 в расположении 311 СД и о задержании экипажа в количестве 10 человек 8 февраля 1945 года в 14 часов 40 минут в районе дислокации 1067 СП 311 СД (северо-западнее 3 км мест. Шлоппе) приземлился немецкий ночной бомбардировщик. В самолете находилось 10 человек по национальности русских, бывших военнослужащих Красной Армии и гражданских лиц, угнанных немцами в Германию и находившихся в лагерях военнопленных.

1. Девятаев Михаил Петрович, 1917 года рождения, уроженец Мордовской АССР, ст. Торбеево, мордвин, образование среднее, бывший член ВЛКСМ, в Красной Армии с 1938 года, старший лейтенант-летчик, командир звена, в плену у немцев с 13 июля 1944 года.
2. Соколов Владимир Константинович, 1921 года рождения, уроженец г. Вологда, русский, беспартийный, образование 4 класса, в 1937 г. судим по ст. 162 УК РСФСР, в Красной Армии с октября 1940 г., красноармеец, в плену у немцев с августа месяца 1941 года.
3. Кривоногов Иван Павлович, 1916 года рождения, уроженец Горьковской области, Борского района, дер. Коринка, русский, бывший член ВКП(б), не судим, образование 7 классов, в Красной Армии с 1937 г., лейтенант, в плену у немцев с июля 1941 года.
4. Емец Михаил Алексеевич, 1910 года рождения, уроженец Полтавской области, гор. Галин, русский, бывший член ВКП(б), образование 8 классов, инструктор РК ВКП(б), в плену у немцев с июня 1942 года.
5. Кутергин Петр Емельянович, 1921 года рождения, уроженец Свердловской области, ст. Чернушка, русский, беспартийный, образование 5 классов, в Красной Армии с мая 1941 г., в плену у немцев с сентября 1941 года.
6. Немченко Владимир Романович, 1925 года рождения, уроженец Гомельской области, Тереховского р-на, с. Песочная Буда, русский, рабочий, образование 7 классов, беспартийный, в Красной Армии не служил, в Германию угнан в январе 1942 года.
7. Урбанович Николай Михайлович, 1925 года рождения, уроженец Сталинской области, Чистяковского р-на, с. Ольховник, русский, беспартийный, рабочий, образование 3 класса, в Красной Армии не служил, угнан немцами в Германию в сентябре 1942 года.
8. Сердюков Трофим Герасимович, 1924 года рождения, уроженец Краснодарского края, Гулькевического р-на, хутор Родники, русский, беспартийный, образование 4 класса, не судим, в Красной Армии не служил, угнан немцами в Германию в декабре 1942 года.
9. Адамов Федор Петрович, 1918 года рождения, уроженец Ростовской области, Тацинского р-на, хутор Процико-Березовского, русский, бывший член ВЛКСМ, образование 4 класса, рабочий, шофер, в Красной Армии с 24 июня 1941 г., в плену у немцев с сентября 1941 года.
10. Олейник Иван Васильевич, 1920 года рождения, уроженец Краснодарского края, Славянского р-на, ст. Анастасиевская, русский, бывший член ВЛКСМ, образование 4 класса, в Красной Армии с 1941 г., в плену у немцев с сентября 1941 года.

Показаниями вышеуказанных задержанных установлено, что последние несколько месяцев все они работали в маскировочной команде на немецком аэродроме острова Свинемюнде (Германия). В конце января с.г. договорились бежать из немецкого плена на самолете, предварительно убив охранявшего их часового-немца.

8 февраля с.г. во время размаскировки самолетов Кривоногов убил часового, вся команда, во главе с военнопленным – летчиком Девятаевым, сели в самолет «Хейнкель-111». Девятаев завел мотор, взлетел с аэродрома и взял курс на северо-восток, затем – на юго-восток, в 14 часов 40 минут самолет приземлился на территории, занятой нашими войсками, и при этом разбился.
Наибольший интерес из числа прилетевших представляет летчик, пилотировавший «Хейнкель-111», Девятаев. В 1939 г. окончил Чкаловскую школу летчиков-истребителей. В сентябре 1941 года во время воздушного боя был ранен, а после излечения обучался в высшей разведывательной школе Красной Армии. В декабре 1942 года, не закончив школы, снова был зачислен в авиацию, летал вначале на ночном бомбардировщике ПО-2, а затем на истребителе «Аэрокобра». В июле 1944 г. в районе Львова во время воздушного боя был сбит, выбросился с парашютом в расположение немецких войск и захвачен в плен немцами.

Будучи пленным, Девятаев как летчик подвергался неоднократным допросам. После допросов был направлен в концлагерь Кенигсберг, где был обвинен в организации побега из лагеря и посажен в тюрьму при лагере, а затем в Берлинскую тюрьму, откуда вскоре попал на остров Свинемюнде, работал в аэродромных командах, а последнее время – в команде по маскировке самолетов.

Все перелетевшие на нашу сторону одеты в арестантские халаты с номерами, никаких документов при себе не имеют, в самолете «Хе-111», кроме трех бортовых пулеметов, никакого вооружения или посторонних предметов не обнаружено. Допросы задержанных – Девятаева и других – ведем в направлении изобличения их в принадлежности к разведывательным органам противника. О результатах дальнейшего следствия сообщу дополнительно.

Начальник Отдела Контрразведки
«Смерш» 61-й Армии – полковник Мандральский"

Если что - полковник Мандральский вполне реальный офицер. Мне попадалось упоминание о капитане госбезопасности В.А.Мандральском служившем в 1942-м году в 8-й Гвардейской стрелковой дивизии. Думаю, это одно и то же лицо.

2

Так и танки и самолеты угоняли... по моему ,все это было. И вполне реально.

3

Maestro_Bear написал(а):

Так и танки и самолеты угоняли... по моему ,все это было. И вполне реально.

Угоняли конечно - тут речь просто о еще одном документе об этой истории.. Ну и история тоже - одно дело спереть танк из строевой фронтовой части во время развед или диверсионного задания, и другое - самолет с секретного аэродрома да еще и силами арестантов...
А то что СМЕРШ там проверял - так само собой, все кто из плена возвращались считались неблагонадежными - время такое было...

4

Дело ведь не в том, что просто "время такое было".
Немцы весьма широко практиковали вербовку и заброску в в тыл своих диверсантов под видом бежавших военнопленных.
Планы там были вплоть до заброски на Урал 50 тысяч (!!!) диверсантов, навербованных из военнопленных.
Так же одна из распространенных методик борьбы с партизанами - заброска в лес "бежавших военнопленных/окруженцев", которые вскрывали места базирования партизанских отрядов и т.п.
Так что это была суровая необходимость, обусловленная объективно.

P.S. Что военнопленных, они детей использовать не смущались. Например: Операция «Буссард»: к чему гитлеровцы готовили советских детей-диверсантов

5

После войны Михаил Петрович работал на речном флоте. Был одним из первых капитанов Метеоров.
http://s7.uploads.ru/IbFr4.jpg

6

Отличный кадр.
----------

Думаю, Девятаев не в претензии к контрразведчикам. Беглецы прекрасно понимали что их ждёт у своих. Ведь даже винтовку, отнятую у караульного, не взяли с собой или выбросили в воздухе.

-----------

Есть в этом "документе" интересный пассаж, заставляющий или усомниться, или убедиться в его подлинности.

"после излечения обучался в высшей разведывательной школе Красной Армии. В декабре 1942 года, не закончив школы, снова был зачислен в авиацию"

С одной стороны, в своей книге Михаил Петрович нигде не упоминал об учёбе в этом странном заведении. По его версии, летал в санавиации.
С другой стороны, его биографы тоже как-то не единодушны в отношении указанного периода, вплоть до мнения, что он работал где-то завклубом.
И наконец, допрос в контрразведке - чуть ли не единственный момент, когда нельзя было говорить неправду или умалчивать о чём-либо.
Каждое слово перепроверялось. Особенно это касалось офицеров. Рядовой состав уже через месяц вернули в действующую армию. А офицеров, как потенциальных носителей секретов, проверяли по несколько месяцев. Не наболтали ли чего в плену, можно ли будет им доверять в будущем...

Конечно, думаю Девятаев имел обиду на власть. Не за фильтрационный лагерь, а за то, что не позволили вернуться в авиацию. Тогда, после войны многих лётчиков демобилизовали (и у демобилизованных пилотов, с которыми мне доводилось общаться, эта обида ощущалась). И у ВВС и у ГВФ была возможность выбирать наиболее перспективных. Девятаеву, списанному по ранению ещё в годы войны, служба в ВВС ясное дело, не светила. Чтобы попасть в ГВФ надо было иметь тысячу часов налёта на гражданских типах. Хотя-бы на По-2. Видимо, служба в санавиации этому не сильно помогла. Да и осадочек от "был в плену" тоже остался.

7

Наконец-то толковая статья на Варспоте.
Всё верно, была и "разведшкола", и полковник Мандральский, и некоторые бытовые "негаразды" после войны (впрочем, на происки злобной гебни, никак не тянущие).
Читаем: https://warspot.ru/18922-pobeg-iz-penemyunde

PS Коллеги, кто зарегистрирован, передайте эту ссылку на головной форум. Недавно Валентин обращался к этой теме.

Отредактировано LeonT (09.02.2021 00:55:50)

8

Вообще, ТактикМедиа выдает столько роликов, что просто не успеваешь их смотреть o.O

9

По поводу "полицейского разворота" на Хе-111. В книге Девятаева именно так этот момент и описан.

Вопреки сознанию ноги инстинктивно нажали на педали тормозов. Самолет потерял прямолинейное направление, но корпус его по инерции устремился вперед, хвостовое оперение отделилось от земли, и вся машина стремилась перевернуться (скапотировать) через моторы. «Всё кончено», — подумал я, резко ослабив давление на тормоза. Хвостовое оперение с грохотом ударилось о грунт. По инерции самолёт с бешеной скоростью продолжает бежать на трех точках. Как его остановить? Опять нажал на тормоза — машину повело на капотирование, снова отпускаю тормоза, как и первый раз, но ничего из этого не выходит. Машина продолжает свой стремительный бег. Еще миг — и мы будем в море.

Не знаю, что быстрее сработало, мысль или инстинкт, но я с неимоверной силой нажал ногой на левую педаль тормоза и увеличил обороты правому мотору. Словно в смерче, самолет приобрел бешеное вращательное движение левого разворота с правым креном, у самого обрывистого берега моря сделал такой разворот, что консольная часть правой плоскости вспахала землю, а левое колесо шасси поднялось вверх. Тело самолета подвинулось на правом колесе в сторону моря, оставив глубокий след на грунте. В кабине самолета стало темно от поднявшейся тучи пыли. Машина покачалась на двух точках — правого колеса и костыля — и… медленно опустилась на левое колесо. С сильным треском самолет принял нормальное положение.


Вы здесь » sukhoi.ru (аэродром подскока) » Исторический раздел » Девятаев Михаил Петрович